Современная жизнь требует от человека вовлеченности во многие отношения и осведомленности по многим вопросам. Безусловно, основополагающей сферой, влияющей на качество жизни отдельной личности и всего общества, является право. Формируя чувство уважения к праву, государству и закону и привычку поступать правомерно, государство создает надежную основу своего существования.
Правовая культура представляет собой качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне совершенства нормативно-правовых актов, уровне развития правосознания, правоприменительной деятельности, степени свободы личности, взаимной ответственности личности и государства.
Наличие высокого уровня правовой культуры населения, прямо пропорционально уровню правосознания членов общества. Правосознание – это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Очевидно, чем лучше обществом воспоминается право, тем выше уровень правовой культуры в государстве в целом. Из этого вытекает прямая заинтересованность государства в повышении уровня правосознания граждан. Основной формой такой деятельности выступает правовое воспитание.
В теории государства и права существует множество вариантов определений понятия правовое воспитание. Несмотря на многообразие формулировок, исследователи проблемы правового воспитания сходятся во мнении, что правовое воспитание – это организованная, целенаправленная деятельность государства и негосударственных образований по становлению, развитию и повышению уровня правосознания и правовой культуры населения. Следовательно, субъектами правового воспитания выступает не только государство в лице своих органов и должностных лиц, но и органы местного самоуправления, общественные организации и движения, образовательные учреждения.
Правовое воспитание, как организационно-идеологическая деятельность государства, осуществляется посредством правового обучения, правовой пропаганды средствами массовых коммуникаций, литературы, кино, юридической практики.
На сегодня основными способами правового образования и просвещения выступает проведение юридических олимпиад, конкурсов, конференций, викторин среди школьников и учащихся средне-специальных образовательных учреждений. Привлечение большого числа участников способствует воспитанию личности с высоким уровнем правосознания и активной гражданской позицией.
К сожалению, в настоящее время процесс массового правового просвещения граждан носит ограниченный и узкоспециальный характер. Примером этого может послужить массовое правовоспитание в преддверии конституционно значимых мероприятий (выборов или референдума). Круглые столы и семинары, направленные на ликвидацию юридической безграмотности, посещаются, в основном, студентами юридических вузов и учеников старших классов, не охватывая большого количества населения. Специализированные юридические издания малодоступны широким слоям населения, и, кроме того, мало им интересны. Перед государством стоит сложная задача разбудить и взрастить интерес граждан к праву и установлению прочного правопорядка.
Для современного российского общества характерно такое явление как правовой инфантилизм – это низкий уровень сформированности правовых знаний у населения, вызванный отсутствием заинтересованности граждан в правовом развитии. Причин данной деформации правосознания, безусловно, много, однако коренная кроется в исторически сформировавшемся менталитете людей, а именно – неверие в действенность права. Такое отношение людей к праву наблюдалось во многие периоды истории нашего государства, и зачастую носило вполне объективный характер: начиная от закрепощения крестьян, заканчивая периодами Сталинизма и «лихих» 90-х.
Как показывает практика, многие наши соотечественники не знают какие законы принимаются в нашем государстве, какими правами и обязанностями они нас наделяют, как можно реализовывать и защищать свои права. Большинству эти вопросы просто неинтересны, кто-то не желает потратить время на узнавание правовой жизни нашего государства. Большинство людей начинает интересоваться правом, только по факту, когда их законные интересы уже затронуты или существенно нарушены. Винить в этом государство нецелесообразно, ведь оно не в силах воспитательно повоздействовать на каждого. В вопросе правового воспитания на сегодняшний день значительная доля ответственности лежит на самих индивидах. Необходимо осознавать, что право в современных демократических государствах является благом, действенным инструментом при условии его знания и умелого своевременного применения. В этой связи граждане должны самостоятельно уделять посильное внимание повышению уровня своей правовой грамотности и расширению правосознания, ведь от этого зависит уровень правопорядка, безопасности и защищенности всего общества.
Таким образом, высокий уровень правового сознания и правовой культуры общества напрямую зависят от качества проведения мероприятий по правовому воспитанию населения. От этой деятельности зависит развитие всех сфер общественной жизни, а соответственно и степень удовлетворенности жизнью всего общества. Однако, необходимо помнить, что возлагать ответственность за низкий уровень правового сознания и правовой культуры на одно лишь государство – неверно. Каждый гражданин своего государства не должен оставаться равнодушным к содержанию законов и в целом правовой жизни, которая его окружает.

старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства
ВИУ РАНХиГС Виктория Семенова