Каждый из нас не раз слышал словосочетание «правовое государство», однако мало кто задумывался над тем, какое же государство считается правовым, и можно ли назвать таковым государство, в котором мы живем?

Автором термина «правовое государство» считается представитель немецкого либерализма К.Т. Велькер, впервые употребивший его в 1813 г., хотя в научный оборот оно было введено позже в 1832 г. его соотечественником Робертом фон Молем.

На сегодняшний день в литературе существует множество определений правового государства, проанализировав их можно сказать, что сущность правового государства заключается в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина, а также связанности государственной власти правом.

Правовому государству присущи следующие признаки:

1) Верховенство закона означает, что закон действует прямо и непосредственно. Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам. Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

2) Приоритет прав и свобод человека и гражданина, которые признаются высшей ценностью, принадлежат ему от рождения, неотчуждаемы. При этом государство должно не только провозглашать ценность прав и свобод граждан, но и реально гарантировать их, охранять и защищать эти права как от произвола чиновников, так и посягательств других субъектов. Помимо этого, люди должны обладать равным правовым статусом и равными возможностями для реализации своих прав всеми способами, не запрещенными законом.

3) Соблюдение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную способствует рассредоточению государственной власти между тремя ее ветвями, для того чтобы предотвратить узурпацию власти. В соответствии с Конституцией РФ в нашем государстве законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную – Правительство во главе с Председателем, судебную – суды. Взаимоотношения между ветвями власти строятся на системе сдержек и противовесов, которая основывается на следующих положениях: все ветви власти имеют различные источники формирования; все органы власти имеют разные сроки полномочий тем самым предупреждается одновременное обновление состава); каждая из ветвей власти обладает такими сдержками и противовесами, которые позволяют ей нейтрализовать узурпацию власти другими ветвями (право отклонить законодательную инициативу Правительства, право импичмента в отношении Президента и т.д.).

4) Взаимная ответственность личности и государстваозначает, что не только гражданин имеет обязанности перед государством, но и государство несет ответственность перед личностью, выполняя различные обязанности по обеспечению правовой защищенности граждан. Личности должна быть предоставлена реальная возможность требовать от государства выполнения его обязанностей. Одна из таких возможностей – право обжалования в судебном порядке действий и решений должностных лиц, нарушивших права и свободы личности. Если исчерпан внутригосударственный порядок защиты своих прав, гражданин может обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.

5) Наличие гражданского общества, т.е. общества открытого, демократического, антитоталитарного, саморазвивающегося, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Это не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними.

Кон­сти­ту­ции мно­гих стран, при­ня­тые по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны, спе­ци­аль­но за­кре­п­ля­ют ха­рак­те­ри­сти­ку го­су­дар­ст­ва как пра­во­во­го (напр., ст. 28 Ос­нов­но­го за­ко­на Гер­ма­нии, ст. 1 Кон­сти­ту­ции Ис­па­нии, ст. 2 Кон­сти­ту­ции Пор­ту­га­лии, ст. 4 Кон­сти­ту­ции Бол­га­рии и др.). Статья 1 Конституции РФ также объявляет Россию правовым государством, хотя ни Конституция, ни другие законодательные акты или акты правоприменительной практики (таких инстанций, как Конституционный Суд РФ), не раскрывают содержание этого понятия. Другие положения Основного закона закрепляют принципы правового государства (экономические, политические, идеологические). Однако, все это не дает основание говорить о том, что Россия в полной мере является правовым государством.

Следует различать концепцию правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Говоря о развитии идей правового государства, мы имеем в виду общественный идеал в праве, которому не вполне соответствует политико-правовая жизнь в России на современном этапе. К идеалу следует стремиться, но, как и любое совершенство, он недостижим в полной мере. Однако прогрессивность идей правового государства состоит в том, что они являются побуждающим мотивом к движению вперед, к совершенствованию существующего государства и его взаимоотношений с личностью, к созданию должного правового порядка и законности.

На современном этапе развития России для построения правового государства необходимо завершить реформирование всей системы государственной власти (примером являются административная реформа, реформа МВД России и др.); совершенствование законодательства (изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, должны привести к получению качественного эффективного права); преодолеть неуважение к праву, непонимание его роли в жизни общества, его социальной ценности. Для формирования правового государства необходимо развитие гражданского общества и высокий уровень политической и правовой культуры не только граждан, но и должностных лиц, преодоление правового нигилизма, поскольку уважение и соблюдение Конституции РФ, законов всеми членами общества, должностными лицами, органами государственной власти и местного самоуправления – неотъемлемая черта демократического государства.

Статью подготовила: старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства ВИУ РАНХиГС Виктория Викторовна Семенова